Пост-релиз Общего собрания 06/07/2023

Мир всё стремительнее становится цифровым, но никакой искусственный интеллект не сможет заменить СПИБА и живое общение.

6 июля 2023 года отель Коринтия Санкт-Петербург принимал участников Общего собрания членов Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциации (СПИБА).

Какими бы захватывающими ни были мероприятия СПИБА, пожалуй, одним из самых любимых регулярных событий остаётся Общее собрание членов Ассоциации. Здесь есть возможность встретиться с руководителями ведущих компаний города, узнать последние новости бизнес-сообщества из первых рук и, наконец, просто приятно провести время в обществе единомышленников.

Стефан Ван Доорслаер, Председатель Исполнительного комитета СПИБА, Президент группы компаний Алерс, открывший Общее собрание, порадовался, что несмотря на хорошую летнюю погоду более ста человек пришли на встречу. Мы всё стремительнее переходим в цифровой мир. Начиная с пандемии, успели познакомиться с разными форматами удалённого цифрового взаимодействия. Цифровой интеллект грозит заменить живых спикеров. Но Стефан на 100% уверен, что искусственный интеллект никогда не заменит СПИБА. Здесь мы встречаемся, общаемся – это невозможно заменить.

С этим согласны и новые члены СПИБА, которые традиционно были представлены на Общем собрании. Представители как российских, так и международных компаний из разных сфер бизнеса сообщили, что не просто остаются, но и успешно развиваются на российском рынке и рады возможности расширять свои связи на пути к успеху.

В текущем моменте важен успешный опыт практиков. Их экспертиза является наиболее ценной для делового сообщества. Возможно, в этом причина того, что на Общем собрании членов СПИБА яркие представители бизнеса в последнее время выступают чаще, чем чиновники.

Представляя новых интересных спикеров, господин Ван Доорслаер пообещал, что они расскажут о работе в цифровом мире и трендах в HR.

Мария Заикина, директор по В2В-маркетингу и бизнес-коммуникациям компании OZON, назвала свою презентацию «E-commerce: как платформенная экономика меняет жизнь людей к лучшему». Она рассказала о развитии платформенной индустрии, индустрии маркетплейсов, в целом и – вдохновенно, с гордостью – о развитии компании OZON.

OZON начинался в Санкт-Петербурге в 1998 году. Было трудно развиваться, т.к. аудитория воспринимала компанию как «магазин книг».

Онлайн продажи стали расти пять лет назад. В 2018 году Россия была единственной в мире страной, где имелось топ-1000 Интернет-магазинов. Маркетплейсы стали появляться в 2008 году, а за последние 5 лет платформенная индустрия сильно поменяла нашу жизнь. Сейчас примерно половина населения страны делают покупки онлайн. Из 72 млн. человек, посещающих Рунет, 37 млн. приходят на OZON. Ожидается, что к концу 2023 года покупатели потратят на онлайн покупки около 6 трлн. руб.

Люди переходят от спонтанных онлайн покупок к регулярным. Покупают практически всё. И если электронику так покупали давно, то теперь почти половина продаж одежды происходит онлайн.

Онлайн покупки стали очень популярны в регионах, поскольку маркетплейсы имеют инфраструктуру, обеспечивающую быструю доставку, и предлагают большой ассортимент товаров. Доступность маркетплейсов стала практически такой же, как и офлайн магазинов. Мария привела пример, как даже житель деревни может организовать в своём доме центр выдачи OZON.

В 2022 году два маркетплейса, наряду с ведущими офлайн продавцами, вошли в топ-5 торговых компаний страны.

Платформенная индустрия имеет (и предоставляет) массу возможностей для развития. Маркетплейсы меняют рынок франшиз, рынок труда (происходит «переток из найма в предпринимательство», появляются новые вакансии, как, например, менеджер по маркетплейс), рекламный рынок (крупные компании –продавцы, бренды, онлайн кинотеатры и т.д. – больше тратят на рекламу на маркетплейсах, а не на других площадках).

Цифры, приведённые в подтверждение развития платформенной индустрии, по-настоящему впечатляют. Мария Заикина уверяет, что сегмент онлайн продолжит расти (причём, в регионах ещё значительнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге), и к 2027 году почти всё будут покупать онлайн. Пока нет предпосылок к насыщению рынка.

Платформа устойчива даже во времена нестабильности. Несмотря на «выпадение» 5% ассортимента из-за ухода некоторых брендов, на OZON в 3 раза выросли продажи российских брендов; за год в 2,5 раза увеличилось количество продавцов, стало значительно (в 6 раз) увеличиваться международное направление. Сейчас Ozon Global присутствует в Турции и в Китае (фокус не на продажи, а на привлечение продавцов для продаж российским потребителям).

Тема сотрудничества с азиатскими странами уже не раз поднималась в СПИБА. Мария продолжила её, рассказав об опыте Ozon Global в Китае и дав свои рекомендации. Несмотря на то, что страна два с половиной года провела в жёстком локдауне, значимость офлайн там очень велика. Важен эффект серьёзности присутствия. А значит, для достижения успеха нужно: «быть на месте, прямо там» (1 офлайн встреча может заменить 3 месяца переговоров онлайн), присутствовать онлайн и офлайн, говорить на одном языке, найти поле своей экспертизы (для китайских продавцов, в частности, важно знать об особенностях российских покупателей), по максимуму использовать потенциал локальных партнеров.

Вопросов к директору по В2В маркетингу и бизнес-коммуникациям OZON было множество. Шло обсуждение фальсификатов и реплик, развития сегмента премиум на платформе, обеспечения безопасности. Крайне важным в работе Мария считает вопрос доверия и прозрачность.

«Нужно вовремя сообщать о возможных изменениях. Мы работаем с клиентами,» — заключила Мария Заикина своё выступление.

Роман Губанов, руководитель направления продаж Авито Работы, говорил о трансформации рынка труда в 2023 году.

Интернет всё глубже проникает в нашу жизнь, повторяет Роман. И вот уже в 2022 году компания Авито стала крупнейшим классифайдом (онлайн-платформой, где собраны объявления от частных лиц и компаний, сгруппированные по сферам) в мире. Пять бизнес-направлений — транспорт, работа, недвижимость, услуги, товары – это, фактически, 5 самостоятельных рынков. Авито Работа за 10 лет развития на рынке с фокусом на сегменте массовых профессийстала вторым по величине из 5 игроков российского рынка труда. Авито Работа охватывает все сегменты работодателей, ежедневно платформу используют свыше 2,5 млн. человек. В год компания помогает трудоустроиться 27 миллионам человек.

В настоящее время, по мнению Романа, «рынок занятости» претерпевает серьёзные изменения и становится всё более цифровым. Он становится рынком соискателей: на фоне снижающейся соискательской активности растёт спрос со стороны работодателей (конкуренция за соискателя по наиболее массовым отраслям за последние 12 месяцев выросла в 10 раз), объем вакансий на Авито Работе вырос за последний год на 82%. Соответственно, происходит рост предлагаемой зарплаты. Набирают популярность нестандартные формы трудоустройства (неполный рабочий день, самозанятось, совмещение, подработка).

Говоря о том, как правильно выбирать и комбинировать инструменты подбора персонала, как вовлекать сотрудников, чтобы удержать лучших, Роман Губанов в качестве примера подробно рассказал о собственном кейсе Авито. С некоторым смущением он отмечал, что вряд ли то, о чём он рассказывает, является ноу-хау. Но приведённые им цифры достижений подтверждают эффективность проделанной работы и безусловный успех компании.

«Мы постоянно работаем над внутренним HR-брендом компании. Это позволяет нам удерживать лучших сотрудников, которые гордятся брендом. Engagement Index, то есть показатель вовлеченности сотрудников, в компании 91%. Все сотрудники независимо от должности понимают, для кого и зачем мы делаем продукт, кто наш конечный пользователь. Сотрудники ставят индивидуальные цели на год и понимают свой вклад в цели всей компании. В Авито развивается и поддерживается среда высокой коллаборации. Делаем упор на well-being во всех проявлениях — от бесплатной консультации с психологом до лекций и воркшопов по ментальному и физическому здоровью. Все это вкупе здорово мотивирует сотрудников”, — делится Роман Губанов. —»Вопрос в том, что вы внедряете это, а не продолжаете декларировать. Мы не только говорим, но и делаем. Благодаря этому получаем результаты».

«Когда мы приглашаем вас выступить в СПИБА, это означает, что вы успешны,» — подтвердил Стефан Ван Доорслаер.

 

Официальная часть Общего собрания завершилась выборами в Исполнительный комитет СПИБА.

Кандидаты в члены Исполнительного комитета были единодушны в своих выступлениях: деловая ассоциация – необходимый элемент в работе бизнеса; для развития в новых условиях важно сохранить всегда существовавшую культуру сообщества, «объединяющую лучшее из европейских практик и российской ментальности».

Несмотря на непостоянность и хрупкость окружающего мира, есть уверенность в правоте членов Ассоциации. Представители разных секторов бизнеса и разных точек зрения могут делиться своей экспертизой и вместе работать над проблемами и вызовами.

Невозможно полностью «оцифровать» СПИБА. Ничем не заменить теплоту живого общения. Благодаря совместной работе комитетов и участников СПИБА вся Ассоциация продолжает двигаться вперёд и успешно развиваться. Кроме того, СПИБА остаётся МЕЖДУНАРОДНОЙ ассоциацией. Какие бы изменения ни происходили на геополитической карте, на Общем собрании стоит кабина переводчика-синхрониста. А это значит, что голос СПИБА, голос бизнеса, продолжает звучать на разных языках и может быть услышан международным бизнес-сообществом.

_________________________________________________________________

Санкт-Петербургская Международная Бизнес-Ассоциация (СПИБА) — это независимая некоммерческая организация, объединяющая иностранные и российские компании, которые разделяют и поддерживают миссию и принципы ее деятельности. Миссия СПИБА — быть голосом бизнеса и оказывать содействие членам ассоциации в развитии бизнеса на Северо-Западе России посредством обмена информацией и опытом, открытого диалога с органами государственной власти и правительством, а также установления деловых контактов в неформальной дружеской атмосфере.

Write a Reply or Comment

Your email address will not be published.