Пост-релиз дискуссии «Социально-экономическая ситуация в России: результаты полугодия»

СПИБА: мы меняемся, перспективы есть.

 

27 октября 2021 года в Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциации обсуждалась социально-экономическая ситуация. Мир переживает серьёзные потрясения, которые приходится преодолевать бизнесу, чтобы развиваться и двигаться вперёд. Поэтому важно регулярно получать актуальный экономический срез, как мирового, так и внутреннего рынка. В Lotte Hotel St Petersburg состоялась встреча членов СПИБА «Социально-экономическая ситуация в России: результаты полугодия».

 

Максим Калинин, Управляющий партнёр компании Baker McKenzie, был рад после большого количества онлайн мероприятий снова видеть живые лица, особенно в преддверии очередного локдауна, и заметил, что строго определять итоги полугодия в существующей ситуации сложно, и правильнее говорить о социально-экономической ситуации на сегодняшний день.

Традиционно первым было выступление макроаналитика Райффайзенбанка Станислава Мурашова. Недавно обновлённый экономический прогноз по ВВП и потребительскому сектору России был довольно позитивным, но объявленный локдаун, безусловно внесёт свои коррективы. «Зашкаливающая» инфляция (почти 8%), по мнению Станислава Мурашова, во многом была спровоцирована беспрецедентной бюджетной поддержкой. «Проседание» многих секторов экономики, массовые логистические сбои (нарушение цепочек поставок), вызванные covid-ограничениями, явились важной причиной роста мировых цен. Макроаналитик считает, что близок к своему завершению потенциал достаточно стабильного курса рубля, дополнительно укрепляемого выросшими ценами на нефетгазовую продукцию (в результате дефицита товаров в постковидный период, сбоев в логистических цепочках и старта процессов энергоперехода). По прогнозам, в течение года-двух цены должны модерироваться, но структурные изменения экономики (в частности, повышенный спрос на жильё и личные автомобили, логистические сбои) продлятся. Вероятнее всего, активный рост цен замедлится, смягчатся covid-ограничения, уже не будет дополнительной бюджетной поддержки в массовом объёме, и инфляция начнёт замедляться (на конец 2022 года ожидается 5%). В России ожидается незначительный экономический рост (вероятно, около 1,5% вместо ранее предполагаемых 3%), но точные цифры пока спрогнозировать невозможно.

Своим опытом наблюдений на рынке поделился с аудиторией Иван Бычков, Директор департамента по развитию операционного производства компании СберРешения, с презентацией «Общие тенденции бизнеса и ключевые выводы первого полугодия». В период пандемии – период неопределённости – многие компании задумались о трансформации. И среди основных трендов в экономике до конца года Иван Бычков назвал «удалёнку» (в связи с этим – переход на кадровый электронный документооборот, новые вызовы для работодателей по обеспечению работникам комфортных гибридных условий труда, изменение требование соискателей и работодателей), рост E-Commerce (стремительно возрастающий объём онлайн торговли к концу 2021 года составит около 4,5 триллионов рублей из общих 23 триллионов), принципы ESG (компании, имеющие в своём составе иностранных инвесторов, или желающие выйти на зарубежные рынки, активно внедряют принципы экологического, социального и корпоративного управления; в первую очередь, к ним относятся розничная торговля и банки), геополитические риски (в условиях, когда все охотятся за информацией, наиболее защищёнными оказываются организации, вкладывающие средства в свою кибербезопасность).

В условиях пандемии одной из ключевых отраслей является фармацевтическая. Перед членами СПИБА выступили представители двух компаний из этого сектора.

Национальный коммерческий менеджер ГЕРОФАРМ Дмитрий Нахамчен рассказывал о тенденциях фармацевтического рынка под влиянием COVID-19. «Не очень большая, но очень полезная» компания ГЕРОФАРМ вывела Россию на пятое место в мире как страну, имеющую производство инсулина полного цикла. В целом, на фармацевтическом рынке России наблюдается рост в денежном выражении, но происходит сокращение объёма рынка в упаковках. Поскольку в 2020 году заказчики учились обслуживать потребность в лечении COVID, обслуживание происходило медленнее. Сильно пострадала сфера обеспечения препаратами плановой медицинской помощи. Дмитрий Нахамчен уверен, что потребители на фармацевтическом рынке адаптируются к жизни с COVID, но для отрасли необходимы инструменты долгосрочного планирования, связанные с определением консолидированной потребности системы здравоохранения.

Валентин Додонов, Директор по доступу на рынок компании BIOCAD, назвал свою презентацию «Рост фармацевтической отрасли в COVID-19. Социальная ориентация компании». Выводы, касающиеся фармацевтического рынка, во многом совпадали с теми, что представил Дмитрий Нахамчен. Четыре мировых компании из ведущей десятки значительно увеличили объёмы продаж, в основном, за счёт препаратов от COVID. Компании BIOCAD пришлось переоборудовать производственные линии, чтобы удовлетворить потребности госзаказа. Выпущенные препараты против цитокинового шторма позволили спасти множество жизней. При этом меняется и социальная ориентация компании. Изменилась внутренняя мотивация сотрудников и их отношение к работе. В период пандемии BIOCAD осуществляет благотворительность и поддержку пациентов. Это и транспортировка пациентов в ЛПУ, и благотворительность противовирусных и иммуноподдерживающих препаратов из портфеля компании, и поддержка информационных кампаний. И конечно же, компания продолжает поддерживать «свою команду» — регби клуб «Нарвская застава», который в 2021 году стал победителем Кубка Европейских чемпионов по регби-7 и является сильнейшей командой в Европе.

На мероприятиях, посвященных обзору социально-экономической ситуации, всегда с нетерпением ждут выступления Екатерины Левочской, генерального директора M-Brain Russia. Результаты исследований, которые она представляет, точны, иногда парадоксальны, преподнесены с оптимизмом и юмором. Отчет о проведённых исследований справедливо был представлен под названием «Умеренный оптимизм российского потребителя. Балансируем на грани». Основные тренды 2021 года: бережливое потребление, мобильность граждан во всех сферах жизни, обеспокоенность здоровьем и будущим. Индекс потребительского оптимизма в РФ вырос с 89 до 90 пунктов. Покупатели стали оптимизировать свои расходы. Снизился уровень потребительской уверенности. Местом работы, общения и траты денег стали социальные сети. В 6 раз выросла популярность телемедицины. Люди готовы менять место проживания (50% опрошенных потенциально готовы переехать в Сибирь из других регионов). Удивительно, но в 55 из 85 регионов снизилось число приверженцев ЗОЖ.

Каждый выступавший получил множество вопросов, а обсуждения продолжились и после официального завершения встречи. В этот раз Екатерина Левочская не представила аудитории глобального среза по индексу счастья. Но, по общему мнению, у членов СПИБА этот показатель всегда высок, ведь это профессионалы, которые эффективно развивают бизнес, с обоснованным оптимизмом смотрящие в будущее, получающие удовольствие от общения друг с другом.

Write a Reply or Comment

Your email address will not be published.