Пост-релиз Годового собрания членов СПИБА 23.03.2023

Сейчас важен не март 2022, а март 2023

23 марта 2023 года в стенах Дома журналиста прошло Годовое общее собрание членов Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциации.

 

Тема первого в 2023 году Годового общего собрания членов СПИБА –  «CEOStories». Руководители компаний поделились с аудиторией проблемами, с которыми столкнулись в прошедшем году, рассказали о своих планах и инициативах, о трансформации бизнеса.

Стефан Ван Доорслаер, Председатель Исполнительного комитета СПИБА, Президент группы компаний Алерс, открывая собрание, подтвердил, что главным ощущением прошлого года была неуверенность. Но всё равно всегда были рады видеть друг друга. За год мероприятия СПИБА посетили почти 3000 участников, перед которыми выступили более 220 спикеров.

Стефан признался, что за время работы в СПИБА приобрёл множество знакомых и даже друзей, но всегда рад новым знакомствам. Вместе с Исполнительным директором СПИБА Кариной Хабачевой он приветствовал новых членов Ассоциации. Представители компаний, относящихся к разным секторам экономики, не скрывали радости от вступления во «вдохновляющую, престижную и душевную организацию», которая продолжает развитие и поддерживает общение между участниками.

Модератором основной части встречи выступила Кристина Муравьёва, к.к.н., доцент, Генеральный директор компании «Эксперт. Центр аналитики» («Эксперт Северо-Запад», «Эксперт Сибирь и Дальний Восток»). Она попросила выступающих говорить об опыте  не только успешном, но и о преодолении трудностей, а зал призывала задавать вопросы.

Ирина Киуру, Директор по стратегическому маркетингу и развитию бизнеса компании Lindström, считает, что большинство компаний столкнулось с похожими сложностями. Тем не менее, Ирина убеждена, что для компании год был успешным. «Новая жизнь» началась в компании 9 марта 2022 года, когда стало известно о том, что группа решила покинуть Россию. Произошла смена цепочки поставок, программного обеспечения. Многое «дорабатывали и прорабатывали». В результате, в плане электронного документооборота смогли за 6 месяцев сделать то, на что головная компания не смогла решиться в течение 8 лет по причине сложности и масштабности изменений.

Ирина считает, что ключевыми факторами, позволившими компании выстоять, являются люди и планы. Команда не была сокращена и работала, как единый организм, с благодарностью вспоминает Ирина. Люди делали всё, чтобы остаться на рынке. В новых обстоятельствах надо ориентироваться на российские потребности бизнеса и клиентов. Следовательно, нужны новые подходы. Планы развития организации основаны на том, что нужно клиентам, и на ценностях компании.  Компания планирует репозиционировать бренд и не просто остаться на рынке, но сделать качество ещё лучше. «Ждите нас обновленными», — обещает Ирина и призывает «находить все окна возможностей», фокусироваться на позитивном и находить время для отдыха и заботы о себе.

Президент группы компаний Алерс Стефан Ван Доорслаер нечасто выступает перед членами СПИБА как спикер, но это Годовое собрание было необычным во всех отношениях,  Стефан поведал историю компании «Алерс» в России в 2022 году.

Начало 2022 года было для компании шоком. Пришлось перейти в кризисный режим работы. На 6 месяцев была сокращена зарплата по всей компании. Было очевидно, что объёмы пойдут вниз, сократится количество клиентов. Нужно было понять, как устоять в России, при этом увеличить объёмы и согласовывать работу с российскими нормативными актами.

Сейчас уже видно, что бизнес будет расти. Среди потенциальных клиентов есть российские компании, которым нужен бизнес в Китае и других азиатских странах. Пока капитальных инвестиций в России не планируется, но компания много инвестирует в своих людей. Зарплаты сотрудникам не просто вернули на прежний уровень, но даже повысили. Главное, что удерживает команду, считает директор из Бельгии, это честность и открытость (даже если новости плохие), вовлеченность людей и культура компании. Ориентированность на людей всегда невероятно вознаграждается.

Руководитель бельгийской компании на территории России и СНГ за годы работы в России не начал говорить по-русски и шутит, что он очень удобный партнёр для русских, поскольку всегда говорит «Да». Стефану Ван Доорслаеру нравится вести бизнес с русскими. Он считает, что в нём больше взаимодействия. Русский бизнесмен, по мнению Стефана, очень креативен, у него всегда находятся решения и ему можно доверять, даже если контракт не заключён. А вот недостатком является «краткосрочное» мышление. «Нужно иногда думать вперёд», — читает Стефан.  И нужно находить взаимопонимание. Если  достигнуть взаимопонимания, то всё получится.

Выступление Марии Черной, Генерального директора «Бонава Санкт-Петербург», вызвало сочувствие всей аудитории. По признанию Марии, семнадцать лет, которые она проработала в компании с момента выхода компании на российский рынок, были для неё семнадцатью годами счастья. Но, как и многие скандинавские компании, «особенно прямолинейные и быстрые в решениях о выходе из России», Bonava объявила о решении уйти 4 марта 2022 года.

Bonava, являясь публичной компанией, сформулировала сообщение об ответственном завершении бизнеса на территории России, что означало важность завершения всех начатых проектов и передачу квартир клиентам.

Мария Чёрная благодарна финским и шведским коллегам, которые позволили ей пройти долгий путь вместе с компанией, дали возможность обучения,  общения с разными культурами, типами производства, языками.

Несмотря на то, что компания Bonava покидает рынок, в России остаются прекрасные дома, построенные компанией и изменившие всю индустрию девелопмента в области жилищного строительства, установившие новые стандарты качества и ожиданий клиентов.

Генеральный директор компании «Руст Россия», которую возглавляет Илья Блинов, в 2022 году встретилась с вызовами. Значительно снизился экспорт готовой продукции («Руст Россия», крупнейший российский производитель в сфере FMCG, поставлял 37% продукции со своих шести заводов в 85 стран мира). Большинство поставщиков импортной продукции приняли решение о прекращении поставок в Россию. Прекратилась поставка пластикового «укупора», поскольку завод-производитель находился в г. Сумы, Украина.

Илья Блинов рассказал, что удержаться компании помогла расстановка приоритетов (пришлось сократить часть персонала, сделать всё возможное для продолжения необходимых поставок, продолжать зарабатывать). Помог коллектив. У сотрудников компании выработался иммунитет к внешним воздействиям, они привыкли быть гибкими, стрессоустойчивыми. Они стали единомышленниками.

Компания начала производить новые напитки, востребованные в связи с сокращением импорта в Россию, начала открывать новые экcпортные рынки, ориентированные на Азию и Африку, стала активным участником программы по параллельному импорту. Конечно, произошло небольшое сокращение продаж и производства. Но внушает оптимизм то, что финансовые результаты 2022 года были лучше результатов 2021 года.

Выслушав истории коллег, Евгений Дубенский, заместитель Генерального директора, СК «Альянс» и СК «Альянс Жизнь», Президент компании «Медэкспресс», перефразировал Льва Толстого: «Все иностранные компании, которые ушли в 2022 году, несчастливы одинаково, все, кто остался – счастливы по-разному».

Группа «Альянс» – публичная компания, одна из крупнейших в мире, и не могла не реагировать на изменившеюся в 2022 году ситуацию, но мы справились со всеми вызовами и проблемами. В целом, по мнению Евгения Дубенского, рынок страхования в России 2022 год пережил нормально. Объем рынка не изменился, прибыль страховых компаний уменьшилась, но не радикально. В целом, рынок адаптировался. Финансовым институтам и страховому бизнесу во многом помогли быстрые и адекватные действия ЦБ РФ.

В преодолении турбулентного периода Альянсу помог высокий уровень сервиса и гарантий для своих клиентов, клиентоориентированность компании, открытые коммуникации – как внутренние, так и внешние. Важная роль отводится работе с персоналом и их мотивации. Компания в хорошей форме, люди остались, компания даёт прибыль. «Сейчас не март 2022 года, а март 2023», – говорит Евгений, важно, делая правильные выводы, идти вперед и решать новые задачи».

Те, кто регулярно посещает мероприятия СПИБА, всегда с нетерпением ждут презентаций от спикеров. В этот раз презентаций не было. Совсем. Был просто живой разговор. О наболевшем. О надеждах на успех.

В СПИБА небанально всё. Традиционная церемония награждения, завершающая общее собрание, тоже уникальна. Помимо привычных номинаций (например, «Комитет года», «Лучший спикер») здесь были вручены награды за сотрудничество с бизнес-сообществом, Культурному партнёру и даже Лучшему партнёру по напиткам.

Неформальное общение – одна из ключевых составляющих всех встреч СПИБА. Это возможность живой беседы с давними знакомыми и коллегами, когда можно обменяться опытом, поделиться новыми идеями. После Годового общего собрания, прозвучала идея, вдохновленная героями мероприятия, – издать книгу. СПИБА уже собирала истории успеха членов Ассоциации. А новая книга может собрать истории стойкости, где руководители компаний смогут рассказать, как они выживали в самые сложные времена. И не просто выживали, а развивались, двигались вперёд, побеждали. Нет сомнения, что она станет бестселлером.

Write a Reply or Comment

Your email address will not be published.