Гендерные различия? Нет. Просто мы думаем по-разному.

 Деловая встреча в Санкт-Петербургской Бизнес-Ассоциации (СПИБА) 26 ноября 2019 года была посвящена обсуждению цифровой трансформации на лекции Т.А. Гавриловой «Когнитивные последствия цифровой волны: Гендерный акцент».

Крупнейшая на Северо-Западе России бизнес-ассоциация – СПИБА – известна как актуальностью и высочайшим качеством деловых мероприятий, так и тёплой, дружеской, почти домашней атмосферой встреч, на которые представители компаний приходят не только для получения новых знаний для своей работы, но и «для души».

Встречи с Татьяной Альбертовной Гавриловой, профессором и заведующей кафедрой информационных технологий в менеджменте, ВШМ СПбГУ, всегда полезны, интересны и всегда «для души».

По признанию Татьяны Альбертовны, она предпочитает говорить о том, что интересно ей самой. Тема информационных перегрузок и того, как справляются с ними мужчины и женщины, волнует многих. И, судя по однородному –  стопроцентно женскому – составу аудитории встречи, ближе всего она представительницам прекрасного пола.

Цифровая революция, произошедшая в последнее десятилетие, оказалась глобальным явлением и затронула все стороны жизни. Но достоверных результатов её воздействия на человека ещё нет, они все приблизительны, т.к. прошло слишком мало времени (10 лет по сравнению с 40 000 лет эволюции человека). Тем не менее, многие тенденции уже очевидны. Появляется «человек добавленный» (Augmented Human): часто люди уже просто не могут существовать без всевозможных гаджетов и устройств. Из-за всемерного ускорения становится меньше людей, способных думать глубоко, но медленно. А значит, может снижаться качество принимаемых решений.

Информационные перегрузки, которые усиливаются с каждой минутой (!), приводят к тому, что мозг человека начинает что-то терять. Мы теряем до 75% того, что запомнили. «Не ругайте себя, если вы что-то забыли», – призывает Татьяна Альбертовна, – «Значит, это нужно было забыть. Мозг себя защищает».

Специалисты предлагают различные методы «выживания» в эпоху информационных перегрузок. Они включают уменьшение и искусственное сокращение количества информации («фильтровать надо»), сжатие, обобщение, упрощение информации, расставление приоритетов, делегирование. При этом обобщение стало основным мировым трендом в управлении знаниями, ведь «если разложить всё по иерархиям, то легче управлять процессами».

Один из способов обобщения – широко используемые интеллектуальные карты (Mind Maps). Интересно, что прототипом этой идеи явились старинные церковные витражи, где герои и события группировались на разных уровнях.

Существует множество визуальных схем, которые можно использовать для обобщения разных видов знаний. Но не все пока научились ими пользоваться. Многие компании в качестве основных документов для сохранения знаний используют текст или таблицу. Но текст или таблица – это данные. А знание – это обобщение данных. «Обобщать можно только в картинках», – убеждена Т.А. Гаврилова.

 

Помимо позитивных изменений в результате цифровой революции (таких как возросшая скорость принятия решений и восприятия информации, появление новых форм искусства) имеют место и негативные (иллюзия многозадачности деятельности, ухудшение объёма памяти и концентрации, страх потерять информацию, недосыпание). Для борьбы с ними радикалы предлагают «цифровую детоксикацию»: для начала, откажитесь заряжать свой телефон рядом со спальным местом, попробуйте не брать телефон на прогулку, рискните отправиться в отпуск без телефона!

Татьяна Альбертовна уверена, что индивидуальные различия между людьми гораздо сильнее гендерных. Однако мозг женщин и мужчин, как правило, по-разному борется с перегрузками, женщины и мужчины обычно по-разному думают. Эти гендерные различия в том, как они «хотят слышать информацию», проявляются уже у дошкольников. И в дальнейшем их стоит учитывать как в повседневной жизни, так и в бизнесе.

Татьяна Альбертовна Гаврилова приводила примеры и статистические данные, иллюстрирующие различия в когнитивных функциях мужчин и женщин. При этом оговаривалась: «Любое обобщение – всегда ошибка».

Основной вывод, которым завершила своё выступление профессор кафедры информационных технологий в менеджменте ВШМ СПбГУ, оказался достаточно парадоксальным: «Различий нет. Просто мы думаем по-разному».

Лекция закончилась. Началась сессия вопросов и ответов, которая плавно перетекла в общую беседу, обмен опытом, тревогами и сомнениями, рекомендациями и пожеланиями. Ведь деловое общение – это не только новые знания для бизнеса. Общение в СПИБА — это ещё и новые знания «для души».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Санкт-Петербургская Международная Бизнес-Ассоциация (СПИБА) — это независимая некоммерческая организация, объединяющая иностранные и российские компании, которые разделяют и поддерживают миссию и принципы ее деятельности. Миссия СПИБА — быть голосом бизнеса и оказывать содействие членам ассоциации в развитии бизнеса на Северо-Западе России посредством обмена информацией и опытом, открытого диалога с органами государственной  власти и правительством, а также установления деловых контактов в неформальной дружеской атмосфере.

http://ru.spiba.ru/

 

 

Write a Reply or Comment

Your email address will not be published.