Пост-релиз бизнес-завтрака «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»

Нужно всё считать и организовывать процессы

27 апреля 2023 года члены Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциации и клиенты компании «Мариллион» обсуждали за бизнес-завтраком в отеле Indigo, St.Petersburg-Tchaikovskogo актуальные вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения.

Для многих членов СПИБА привычно, что на встречах Ассоциации выступают представители разных компаний из разных секторов экономики. Но и одна компания может объёмно представить важную тему, раскрыв её многообразные аспекты. Именно таким было мероприятие, организованное Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциацией совместно с группой компаний «Мариллион» (ранее «Mazars»), динамично и устойчиво развивающейся более 30 лет, входящей в Топ-8 аудиторско-консалтинговых групп в России. Участники встречи смогли не только услышать мнение консультантов, но и познакомиться с опытом представителя от бизнеса.

Александр Симонов, старший менеджер по налоговому консультированию компании «Мариллион», раскрыл актуальные вопросы налогообложения персонала при дистанционной работе из-за рубежа. Важность этой темы проявилась ещё во время пандемии. Ещё лет двадцать назад никто не думал, что можно работать дистанционно, и для налогообложения была важна привязка работы работника к конкретному государству. Сейчас же можно работать практически в любой стране, где есть интернет. В этой связи возникают вопросы, которые ещё не получили однозначных ответов.

По мнению Александра, прежде всего важно разобраться с базовыми концепциями. Законодательство России, как и многих других стран, предполагает отнесение доходов от работы по найму к доходам от источников  в этом государстве. Но если сотрудник работает из-за рубежа, встаёт вопрос уплаты НДФЛ в двух государствах, а также возникает риск двойного налогообложения. В законопроекте, направленном Минфином России в Госдуму в апреле 2023 года, предусматривается изменение устаревшего определения источника дохода. Но законопроект всё время меняется. Ещё одна проблема заключается в том, что нужны изменения в налоговом законодательстве не только России, но и других стран, поскольку каждая страна рассматривает доход за работу в этой стране как доход от своих источников.

Заключённые со многими странами соглашения об избежании двойного налогообложения (СоИДН) позволяют снизить налоговую нагрузку мобильного персонала. Но и здесь нет единого подхода, так как нет единообразия в толковании базовых концепций.

Осложняется ситуация и ограниченными полномочиями работодателя в выяснении фактического нахождения работника.

Как указывать местонахождение работника? Какие виды налогов и по какой ставке применять? Заключать ли с работником трудовой или гражданско-правовой договор? Александр Симонов разобрал конкретные примеры и дал свои рекомендации: указывать в трудовом договоре то, что сотрудник работает из-за рубежа; требовать от сотрудника документального подтверждения выезда за пределы РФ и фактического длительного проживания за рубежом. И – главное – налаживать процессы.

Ольга Фомичёва, менеджер по расчету заработной платы и кадровому администрированию «Мариллион», выступила на тему «Конфиденциальность данных при расчете заработной платы». Она отметила: понятие «конфиденциальная информация» не равно понятию «персональные данные» и не равно понятию «коммерческая тайна». Важно понимать, что именно относится к конфиденциальным данным (размер заработной платы сотрудников, информация об условиях трудовых отношений, личная чувствительная информация о сотрудниках, контактные данные и т.д.). В частности, размер заработной платы не является коммерческой тайной, но является персональными данными. Каждая компания может сама определить, к каким данным применять режим конфиденциальности.

При расчете заработной платы необходимо соблюдать конфиденциальность информации, поскольку это позволяет защищать права и интересы сотрудников, снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций, укрепляет доверие как между сотрудниками, так и к руководству компании в целом.

Для соблюдения конфиденциальности данных при расчете заработной платы необходимо принимать ряд мер, включающий разработку политики конфиденциальности, ограничение доступа к данным, защиту данных и обучение персонала. Поддерживать высокий уровень конфиденциальности позволяют мониторинг, обеспечение безопасности при передаче данных, регулярное обновление правил, резервное копирование, аудит безопасности, внедрение системы автоматизации, передача процесса расчёта заработной платы стороннему провайдеру на аутсорсинг.

Нарушение конфиденциальности – необратимый процесс. В случае, если нарушение всё-таки произошло, Ольга в своем выступлении предложила комплекс мер для минимизации рисков и его последствий, а также представила общий чек-лист для повышения уровня конфиденциальности при расчете заработной платы.

Оксана Славинская, директор по аутсорсингу бухгалтерского учёта компании «Мариллион», подняла такую важную проблему как обязательная локализация баз данных бухгалтерского учета с 2024 года. Она рассказала о новых требованиях, содержащихся во вступающем в силу с января 2024 пункте 25 нового Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ № 27/2021.

На текущий момент существует лишь 2 официальных разъяснения пункта о локализации баз данных: письмо Минфина России от 21.02.2023 N 07-01-09/14820 и информационное сообщение Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33 «Новая редакция правил о документах и документообороте в бухгалтерском учете». Обеспечивать локализацию баз данных должны все экономические субъекты.

Представляя краткие резюме к содержательным, обстоятельным слайдам, эксперт дала рекомендации по соблюдению новых требований (хранение и размещение базы данных бухгалтерского учета на территории Российской Федерации) применительно к различным обстоятельствам компаний. Говоря о возможности локализации баз данных в двух системах, Оксана неоднократно напоминала: «Данные должны быть идентичны!».

Финансовый эксперт Наталья Дриго уверена, что, поскольку в мире всё меняется, меняется и сфера финансов, в которой сегодня всё – не скучно, не монотонно. Поэтому возрастает роль финансового директора, который способен к креативности в финансовой отчетности и бухгалтерском учете, генерирует идеи, всё больше «заглубляется» в бизнес, работает на опережение, участвует в построении бизнес-экосистемы, становится бизнес-партнёром и перерастает в стратегического партнёра.

Демонстрируя, насколько креативна должна быть финансовая служба, Наталья вдохновенно делилась «зарисовками из жизни» – бизнес-кейсами, в рассказ о которых «инкрустировала», в соответствии с темой встречи, вопросы бухгалтерского учёта и налогообложения. Сроки погашения дебиторской задолженности, коммерческая политика, работа с бонусами для клиентов, компенсации и льготы, ценообразование – как формулировать, как трактовать? Всё это требует внимательного анализа и индивидуального, не обобщённого подхода для достижения наилучшего результата. Наталья Дриго убеждена: «Главное – всё считать!»

Общее мнение о том, что финансисты и бухгалтеры – скучные, замкнутые люди, безнадёжно устарело. Пожалуй, сложно найти более вовлечённую и неуспокоенную аудиторию, чем на мероприятиях, посвящённых финансовым вопросам. Каждое выступление вызывало живое обсуждение аудитории. Причём, на некоторые вопросы из зала по конкретным проблемам компаний приходили ответы и советы от других слушателей даже раньше, чем успевали ответить эксперты. Вопросы не были простыми. И спикеры, и слушатели высказывали собственное мнение, стараясь прийти к общим оптимальным решениям в сложных финансовых и бухгалтерских ситуациях.

Исполнительный директор СПИБА Карина Хабачева уверена, что Ассоциация и «Мариллион» могут сделать для своих участников и партнёров ещё много интересных проектов, позволяющих понять, что происходит в наше непростое время. Заинтересованная аудитория с нетерпением ждёт новых событий.

Write a Reply or Comment

Your email address will not be published.